В 2018 году в истории ЕГАИС наступает новый этап – обязательный помарочный учет алкогольной продукции. Подготовка к переходу на новую схему работы уже стартовала. С сентября 2017 г. планомерно менялся состав документов и реквизитов ЕГАИС у оптовиков. Теперь пришло время и розницы. Как автоматизировать алкогольную розницу по новым правилам, рассмотрим подробно в этой статье.
Почему назрела необходимость апгрейда ЕГАИС 2.0
Первыми начали работу в ЕГАИС представители оптового сегмента – производители и импортеры, работающие с крупными партиями продукции. Для учета использовали акцизные марки, которые выдавались сериями или диапазонами кодов.
В старой версии ЕГАИС 2.0 на каждую партию алкоголя выдавалось количество акцизных марок, соответствующее количеству выпущенных бутылок. Акцизы привязывались не к конкретной бутылке, а к выпущенной партии. В учете предприятия указывалось число выпущенных бутылок конкретной партии и диапазон кодов акцизных марок. То есть, каждой бутылке из партии соответствовал определенный код из указанного диапазона акцизов, но не было понятно, какой именно.
А что происходило в рознице при такой схеме? Одна и та же бутылка могла быть неоднократно перепродана и оказаться на остатках сразу в нескольких розничных точках. В итоге, кто первый отсканировал такую бутылку — тому и повезло, а в другом магазине она могла быть признана контрафактной, со всеми вытекающими.
После года таких «танцев с бубнами» стало понятно, что работа в таком формате совершенно не подходит представителям розничной торговли. Необходимость в создании нового механизма координации розницы стала очевидной.
Итак, хронология введения и развития ЕГАИС на российском рынке у нас такая:
- С 1.01.2016 – розничные точки в городских и сельских поселениях обязали подтверждать в системе ЕГАИС факт закупки (приемки) алкогольной продукции.
- С 1.07.2016 – в обязательном порядке началась фиксация в ЕГАИС факта продажи.
- С 1.10.2016 – под контроль взяли выравнивание остатков.
- С 1.01.2017 – ФС РАР начинает контролировать остатки алкогольной продукции.
- На 01.03.2018 — запланирован переход документооборота по ЕГАИС на версию 3.0
- На 1.07.2018 запланирован полный переход на помарочный учет алкоголя в рознице.
Помарочный учет алкоголя в рознице будет введен с июля 2018 годаКакие сроки установлены для перехода на ЕГАИС 3.0
- 15 января – 1 февраля 2018 г. – подготовительная стадия внедрения, в течение которой розничные точки должны будут указывать при списании индивидуальный штрихкод каждой бутылки. Товары, находящиеся в остатке до 15.01.2018 г., будут учитываться по старой схеме до полной реализации, но с оговоркой об ограничении срока годности.
- 1 февраля – 1 июля 2018 г. – смешанная схема учета. В магазины начнет поступать продукция на помарочном учете, которую должны списывать точно так же. Списание остального товара допускается по-старому.
- С 1 июля 2018 г.– движение всей алкогольной продукции от производителя до покупателя будет осуществляться на основе помарочного учета. При несоблюдении этого требования продавцы могут лишиться алкогольной лицензии.
ФС РАР отодвинула сроки внедрения ЕГАИС 3.0, чтобы предприниматели успели подготовиться
Как будет работать ЕГАИС 3.0
В версии протокола ЕГАИС 3.0 вводятся механизмы отслеживания легальности алкоголя не только в сфере оптовых поставок, но и в рознице. Теперь будет помарочный учет каждой бутылки, и это становится обязательным условием при проведении операций с алкоголем:
- приемки;
- инвентаризации;
- перемещения.
В учете предприятия вводятся соответствующие формы документов для оформления всех бизнес-процессов. Безусловно, это усложнит работу, поскольку помарочный учет требует больше времени и усилий. Представьте процесс помарочной приемки и распределения фуры алкогольной продукции. При этом сроки, отведенные на приемку товара в соответствии с ЕГАИС никто не отменял (до 3 дней).
Что делать предпринимателям?
Чтобы выполнить требования ФС РАР о помарочном учете, представителям розницы нужно считывать с помощью сканирующего оборудования двумерные штрихкоды-агрегаторы, которыми поставщики будут оснащать упаковки своей продукции. Агрегирование штрих-кодов подразумевает, что будет формироваться единый штрихкод на любую сборную группу алкоголя (коробка, паллета и т.п). С помощью этого сборного штрих-кода, путем сканирования, можно определить все акцизные марки, входящие в состав партии.
Но, когда коробка или паллета расформировывается, то нужно будет считать код каждой бутылки, т.е. учитывать алкогольную продукцию помарочно. И одно дело, если это маленький магазин с небольшим ассортиментом, где возможно работать индивидуально с каждой бутылкой, даже без агрегированного штрих-кода, а другое дело, если у вас супермаркет с большим товаропотоком и проходимостью.
Как быть, с чего начать
Первое и самое очевидное — потребуется хорошее производительное сканирующее оборудование. Помарочный учет требует больше усилий и времени, и если техника будет «тупить» при каждом сканировании, будет нехорошо. Лучшим решением будет приложение Контур.Сканер.
Контур.Сканер заменяет 2D-сканер в сервисе Контур.ЕГАИС. Он может сканировать штрих-коды и акцизные марки. Мобильным приложением можно воспользоваться в разделах сервиса, где нужно отсканировать акцизную марку или штрих-код:при постановке на баланс;
обработке товарной карточки;
добавлении товара в справочник;
поиске товарной позиции.Важно!
Мобильное приложение не предусматривает возможность сканирования товара в процессе продажи.
Инструкцию по подключению и настройке приложения можно посмотреть по ссылкеКакое ПО выбрать для ЕГАИС 3.0
Для комфортной работы с пивом и алкоголем существует сервис Контур.Маркет с тарифом «Алкомаркет».
В его возможности входит:
Ведите учет товаров
Контур.Маркет полностью автоматизирует работу с товаром: прием, заведение накладных, ценообразование, продажу на кассе и инвентаризацию.
Отслеживайте пустые полки
В Контур.Маркет доступны актуальные данные по остаткам — вы вовремя заказываете нужные позиции и не теряете прибыль.
Ведите учет товаров
Контур.Маркет полностью автоматизирует работу с товаром: прием, заведение накладных, ценообразование, продажу на кассе и инвентаризацию.
Печатайте номенклатуру в чеке
Ведите справочник товаров в Контур.Маркет и передавайте его на кассу — в чеке отразятся наименования товаров согласно 54-ФЗ.
Работайте с ЕГАИС
Получайте из ЕГАИС накладные и отвечайте на них, передавайте сведения в ЕГАИС. Автоматически формируйте алкодекларации.
Печатайте ценники и штрихкоды
Заменяйте ценники. Генерируйте штрихкоды, если их нет у товаров. Печатайте выборочно или для всей продукции.
Контролируйте продажи
Все события на кассе автоматически фиксируются в системе учета товаров, а вы в режиме онлайн видите аналитику по торговой точке.