С 1 марта 2019 года государство вводит обязательную маркировку табачных изделий (Распоряжение Правительства РФ №792-р от 28.04.2018). Маркировка позволит лучше контролировать движение продукции от производителя к покупателю, а также предотвращать продажу подделок.
Кому и как готовиться к маркировке
Маркировка несёт изменения в бизнес-процессах: приёмке, хранении товаров и продаже. Но самое главное — как только маркировка табака и табачной продукции вступит в силу, каждый участник рынка будет обязан работать только с маркированным табаком.
Ответственность за приёмку и продажу немаркированной пачки сигарет будет лежать только на магазине: такая пачка будет считаться контрафактом.
Что изменится в бизнес-процессах
Приёмка. Участникам нужно узнать, как в системе маркировки работать с накладными УПД, как принимать товар полностью и с расхождением, как отказаться от приёмки немаркированного товара, настроить систему ЭДО и обучить персонал работе с маркировкой. При работе с маркированным товаром все действия, связанные с приёмкой, перемещением, продажей и учётом товара, надо выполнять и в системе маркировки.
Хранение.Поскольку товары маркируются в разные сроки, лучше оптимизировать склад: в одном месте хранить немаркированные товары, в другом — маркированные.
Продажа. Чтобы информация о продаже попала в ИС МОТП, на кассе нужно будет сканировать два штрих-кода: товарный и DataMatrix. Для этого нужно использовать 2D-сканер и подписать дополнительное соглашение с ОФД.
Проверяйте коды маркировки при приёмке товара. Сканируйте их, сверяйте с теми, что перечислены в накладной УПД. Не принимайте товар, которого нет в накладной.
Движение табака регулирует Минпромторг через информационную систему мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП).
Как это работает:
ИС МОТП — это «табачная» составляющая системы «Честный знак», созданной для контроля за всей продукции, которая будет подлежать маркировке (обувь, духи, шины и др.). Оператором системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
При производстве табака каждая упаковка (короб, блок, пачка) маркируется уникальным цифровым кодом DataMatrix. Перемещение и продажу этих кодов фиксирует ИС МОТП, получая данные на следующих этапах:
1. Юрлицо продает товар юрлицу или ИП (производители, дилеры, розничные продавцы)
Участники отправляют в ИС МОТП коды DataMatrix, указанные в накладных. Информация о кодах передается в виде универсального передаточного документа (УПД), его нужно заверять усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
2. Юрлицо или ИП реализуют товар физлицу в розницу
Участники продают товар через онлайн-кассу, считывая код 2D-сканером. ОФД получает от кассы сведения о продаже и направляет их дальше:
- фискальные данные — в ФНС;
- данные о кодах с проданных пачек — в ИС МОТП.
Как пользователям подготовиться к продаже маркированного табака
Маркированный табак уже сейчас производится и поступает в розничную продажу. Поэтому Контур.Маркет заранее готовится к переходу на новые правила учета табака.
В сервисе появится раздел для работы с табачными накладными, он будет похож на раздел для учета алкоголя в ЕГАИС. Сначала модуль «Маркировка» будет иметь базовый набор возможностей:
- Получение табачных накладных;
- Полное подтверждение либо отклонение входящих накладных.
Далее в модуле появится возможность запрашивать через ИС МОТП корректировки накладных у поставщиков, если требуется изменить количество принимаемой продукции. До этого момента вы можете напрямую договариваться с поставщиком, чтобы он прислал новую накладную с нужным количеством товара.
Модуль «Маркировка» будет докупаться к основному тарифу Контур.Маркета. Благодаря модулю вы сможете заранее перейти на продажу табака по новым требованиям, не опасаясь совершить ошибку в обработке табачных накладных. Санкции за невыполнение требований к продаже табака пока не прописаны в нормативной базе.