1 января 2019 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ. Теперь концепция оборота товара, подлежащего маркировке, определена на нормативном уровне.
А именно:
- Если раньше говорилось о маркировке лишь в рамках экспериментов, оперируя понятиями, кто есть участники оборота маркировки, что такое код маркировки, средства проверки и формирование кода, то теперь эти понятия утверждены на нормативном уровне.
- В полномочия правительства введены не только утверждение перечня товаров, подлежащих маркировке (что ранее ввел Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ «О внесении изменений в статью 47 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»»), но и утверждение требований к тех. средствам, используемым участниками в обороте маркируемых товаров, утверждение порядков ввода и изъятия из оборота маркируемого товара, утверждение структуры формата кодов и средств идентификации кодов и даже утверждение размера взимаемой платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки. То есть значительно расширили полномочия в рамках регуляции оборота маркируемого товара.
- Определена сущность — государственная информационная система (ГИС) мониторинга за оборотом товара, подлежащего маркировке. До этого момента такого понятия не было. И определены требования к ней и ее обязанности. Правительство само определяет оператора этой системы (это ответ на вопрос, а почему вдруг ЦРПТ без какого либо конкурса стала оператором маркировки).
- По поводу обязательного ЭДО. Статья 1 закона 488-ФЗ (п. 15 ст. 20.1 381-ФЗ) – «В информационной системе мониторинга обеспечиваются формирование и обработка информации в форме электронных документов, обмен информацией в форме электронных документов между оператором информационной системы мониторинга, федеральными органами исполнительной власти, участниками оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, иными юридическими лицами, физическими лицами.»
Это говорит о том, что взаимодействие с ГИС построено исключительно в электронном виде, а значит, принимать система будет только электронные документы. Данный пункт явно не говорит, что это будут за документы. Но можно предположить, что будет реализована схема представления в электронном виде документов, созданных электронно. Так, если посмотреть на эксперимент по маркировке табака, то ГИС истребует электронные первичные документы (УПД) для подтверждения перехода прав собственности между участниками оборота маркируемого товара.
С текстом документа можно ознакомиться здесь.